Перейти к публикации

ИСС (Измененное состояние сознания)


Рекомендованные сообщения

Америку не открыл, да и может уже была такая тема,но...

Думаю, кому-нибудь как и мне, будет интересна эта статья:

 

 

Измененное состояние сознания

Сознание, согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, - это основной и высший процесс душевной жизни, постоянная деятельность нашего «Я», связанная с различением субъекта и объекта, «Я» и «не-Я», воспринимающего и воспринимаемого, а также соединение этих двух сторон в один нераздельный акт. Большая советская энциклопедия определяет сознание как свойство исключительно высокоорганизованной материи, высшую форму психического отражения, присущую только человеку.

Определения форм или состояний сознания в современной науке, в сущности, размыты. Само выделение этих форм зачастую весьма противоречиво, что, однако, не всегда является проявлением одного лишь незнания. Людям свойственно выстраивать искусственные границы, поскольку любая неопределенность и многозначность вызывает протест и не усваивается, в то время как абсолютизация дает почву под ногами...

Направленная вовне рациональная ориентация сознания считается в европейской культуре своеобразной нормой. Однако такая характеристика является идеализацией, поскольку в реальной жизни преобладают в той или иной степени измененные состояния сознания, для которых характерна рефлексия, интравертированность с элементами альтернативной логики. Сюда относятся не только состояния, вызванные наркотическим одурманиванием или психозами, но и состояния сна, гипноза, охваченности любыми сильными чувствами, а также все разновидности трансовых состояний, в которые человек попадает непреднамеренно, но постоянно. Кроме того, существуют состояния сознания, которые в ортодоксальной психиатрии никогда не считаются нормальными. К числу таковых относится, например, онейроид - сновидное помрачение сознания, характеризующееся причудливой смесью фрагментов реального мира и обильно всплывающих ярких фантастических представлений.

Между тем известно, что галлюцинации и онейроид - это также основные формы получения информации при ясновидении, ребефинге или путешествии вне тела. Причем люди, участвующие в такого рода экспериментах, как правило, не могут быть отнесены к категории психически больных. Если учесть, что традиционная психиатрия имеет дело с галлюцинациями, возникающими исключительно во время психозов, и понятия не имеет о существовании таких феноменов, как посмертный опыт, проскопия или экстрасенсорное восприятие, становится понятно, почему она настаивает на квалификации альтернативного видения как признака душевной болезни.

В альтернативной психологии отмечается еще одно отличие измененных состояний сознания у здоровых людей от симптомов психически больных. Здоровые люди почти всегда отдают себе отчет в том, что имеют дело с другой реальностью, и бывают в состоянии отличить одну реальность от другой. Психически больные же зачастую не могут дифференцировать свои впечатления и проявляют искреннюю убежденность в абсолютной истинности наблюдаемых ими виртуальных образов, которые нередко начинают играть в их сознании доминирующую роль. Естественно, что здоровые люди в большинстве своем легко могут остановить поток впечатлений, прервать связь с альтернативной реальностью и вернуться в физический мир, тогда как душевнобольные нередко не хотят или не могут этого сделать. В последнем случае получается, что не человек руководит реальностью, а измененная реальность руководит им. Сам этот факт, впрочем, вполне объясним и понятен, поскольку благодаря воспитанию и жизненному опыту практически у каждого человека доминирует идея о том, что все определяемые нами вещи и процессы первичны и абсолютно независимы от нашего сознания. Но у психически больных, ввиду нарушенной способности к критическому осмыслению действительности, определяемая ими реальность приобретает характер неопровержимой истины, догмы.

Однако можно без преувеличения сказать, что даже крайние степени измененного состояния сознания, несмотря на сопровождающее их снижение самооценки и критичности, - это по-своему гармоничный и даже самодостаточный мир со свойственными ему правилами и логикой, а не абсолютный хаос, как некоторые считали и продолжают считать до сих пор.

При этом следует помнить, что сознание и самосознание зарождаются не в изоляции и не сами по себе, а только лишь как форма и как результат взаимодействия «Я» и остального мира, ибо даже в физической плоскости не только сознание творит мир, но и сотворенные объекты обратным порядком воздействуют на сознание...

Таким образом, в любых своих видах сознание может определяться не столько как разделение, сколько как сосуществование «Я» и «не-Я», субъекта и объекта. При этом нормальное состояние сознания имеет адаптивное значение исключительно в рамках определенной культуры, социальной и физической среды, тогда как измененное сознание может как соответствовать, так и не соответствовать внешним условиям. Понятно, почему во втором случае оно считается патологическим, дезадаптивным.

Добавим, что такого рода дифференциация оказывается довольно-таки условной и противоречивой. Исследователь Ч. Тарт, к примеру, писал: «Обычное состояние сознания не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей, орудие, полезное в одних случаях, но бесполезное или даже вредное в других».

 

* * *

Таким образом, в группу ясного сознания традиционно входят все его оттенки, обозначаемые как «настроение»: печаль, радость, скука, озабоченность, тревога и т.д. В то же время считается, что сознание в основном есть нечто целостное и однозначное, а самым характерным признаком нормального, или ординарного, состояния сознания, как мы уже говорили, является его адекватность окружающей обстановке при условии, что сама эта обстановка также «нормальна» и не имеет свойства чрезвычайности.

В экстраординарных условиях, возникших неожиданно, и особенно при отсутствии личного опыта человек может вести себя разрушительно как для самого себя, так и для окружения, а также оказаться на грани жизни и смерти. Например, шок или кома, являющиеся, безусловно, патологическими состояниями сознания, угрожающими самой жизни человека, в то же время могут считаться условно адаптивными, поскольку до некоторой степени нивелируют эффект травмы.

Необходимо отметить наличие существенных отличий в том, как понимают сознание классическая психология и эниология. В обобщенном виде эта информация представлена в таблице (см. ниже).

 

Психология Эниология Материя первична, а сознание вторично. Сознание первично, а материя вторична и является производным сознания. Сознание есть высшая, свойственная человеку форма отражения окружающей действительности. Сознание есть форма специфического информационного воздействия на окружение, которой обладает не только человек, но и все системы мироздания. Человеку свойственны нормальное, измененное и патологическое состояния сознания, которые абсолютны. Все состояния сознания не абсолютны. Они подвижны и относительны в зависимости от задач и условий опыта. Различение «Я» и «не-Я», субъекта и объекта, сознания и окружающей среды абсолютно и вечно. Дифференциация субъекта и объекта, сознания и среды, относительна и релятивна.

Напомним, что к среде обитания эниология относит не только физическую, но и внутреннюю, психическую реальность, которая в такой же степени действительна, то есть «имеет право на существование». Более того, в самом общем смысле допускаются элементы перехода, релятивности как между субъектом и объектом, так и между психической и физической реальностями, отрицаемые ортодоксальной наукой.

Здесь же следует рассмотреть вопрос о том, существует ли мир изначально и независимо от человека или же он является его собственной, сделанной им и только для себя самого реальностью.

В эниологии признается, что, хотя человек и входит в, казалось бы, уже готовую реальность, которая сотворена и отшлифована опытом предшествующих поколений, это не означает, что данная реальность исключительно «первична», ибо только постепенно, через воспитание и обучение (зубрежку и муштру) внешний мир становится своим для субъекта. Культура создает миф реальности, в той или иной мере усваиваемый человеком. Сквозь призму этого принятого нами мифа мы и оцениваем окружающее. Более того, даже при самом косном и авторитарном внешнем контроле человек никогда не воспримет внедряемую информацию точно такой, какой она предполагалась изначально. Как мы уже отмечали, каждый человек пропускает информацию через себя, через свою внутреннюю систему размерностей и ценностей и на основании этого конструирует свой собственный мир, собственную реальность. При этом, несмотря на то что внутреннему ядру личности свойствен определенный консерватизм или инерция, сами эти присутствующие в нем критерии порядка (нормы, эталоны, правила, ценности) также постепенно меняются соответственно или вопреки внешним воздействиям. Кроме того, в соответствии с антропным принципом, не только человек адаптирован к миру, но и вселенная адаптирована к человеку. Сознание, повторимся, никогда не бывает абстрактным, «самим по себе» или полностью независимым от окружения.

Мир и субъект не существуют изолированно друг от друга. Каждый творит другого, будучи связанным с другим кольцом прямых и обратных связей таким образом, что выделение мира и субъекта в известной степени относительно, условно, поскольку вселенная представляет собой бесконечную взаимосвязь, «сети, вложенные в другие сети». В такой вселенной выделение каких-либо независимых сущностей или систем в известной степени относительно и заключается в воображаемом усилении одних (внутренних) связей в ущерб другим (внешним). Выделение сознания и реальности, субъекта и объекта по большому счету оказывается временным и релятивным. Поэтому психиатры даже в случае так называемых эндогенных психозов имеют дело не с изолированными заболеваниями личности и мозга, а с проблемами образа жизни (взаимоотношения личности и ее окружения).

Примером относительности реальности и зависимости ее от исходной точки зрения можно считать рассуждения китайского философа Чжуан-цзы (IV век до н. э.), который увидел во сне, что он бабочка, порхающая туда и сюда. Он осознавал только то, что он бабочка, и не осознавал, что он человек. Внезапно Чжуан-цзы проснулся, а затем заснул вновь. И теперь он не знает, был ли он человеком, которому снится, что он бабочка, или же он бабочка, которой снится, что он человек...

Измененное состояние сознания уже само по себе влечет за собой переход в другую форму реальности, точно так же, как и переход в другую реальность неизбежно сопровождается соответствующим изменением сознания...

В связи с этим рассмотрим понятия расширенного и суженного состояния сознания, впервые предложенные в таком виде американским психологом В. Джемсом. Именно В. Джемс ввел термин поля сознания, под которым понимал вполне самостоятельный надфизический план или мир со своими собственными размерностями, закономерностями и ценностями, имеющийся у каждого человека. При этом ученый отмечал, что каждое поле имеет свои границы, которые могут сужаться или расширяться и за пределами которых психологически «нет ничего».

Следует добавить, что между суженным и расширенным сознанием существует причинное, генетическое родство. В данном случае сужение сознания, означающее его ограниченность в каком-то направлении или по отдельным признакам, является первым и необходимым этапом сознания расширенного, поскольку уже тем самым предполагает компенсаторное направление внутренней активности человека по другим каналам или по другому курсу, в том числе и в сторону расширения.

Известно, например, что у слепых чрезвычайно развиваются слух и тактильность, у глухих - зрение и мимика. Существует расхожее мнение, что у людей, целиком посвятивших себя спорту или всю жизнь занимающихся тяжелым физическим трудом, чрезвычайно слабые интеллектуальные способности, а так называемая рассеянность или непрактичность выдающихся ученых уже давно стала притчей во языцех. Универсальных гениев типа Ломоносова и Леонардо да Винчи в настоящее время нет и быть не может, поскольку на то, чтобы овладеть современными знаниями в энциклопедическом масштабе, никому не хватит ни времени, ни сил.

Известно, что Иисус Христос уединялся в пустыне, а Гаутама Будда длительное время медитировал под деревом бо, чтобы получить доступ к высшим этажам реальности...

В трансперсональной психологии и эниологии расширение сознания означает выход за пределы обычной реальности и собственного тела. Последнее осуществляется посредством ограничения или резкого прерывания потока экстрорецептивных или интрорецептивных импульсов (сенсорной депривации). Этого можно достичь с помощью уединения, изоляции, медитации, сосредоточенности на какой-нибудь идее, приема наркотических средств и психоделических препаратов, а также путем комбинации данных методов. Классическим примером здесь являются опыты Дж. Лилли по сенсорной депривации, когда испытуемого погружали в теплый соляной раствор и исключали возникновение у него всех зрительных, слуховых, тактильных и кинестетических ощущений. Такого рода нейтральная позиция сама по себе запускала процесс фантазирования и спонтанной активности с дальнейшим переходом в запредельные пространства.

И если применение наркотиков, галлюциногенов и других психоактивных средств в большинстве случаев рискованно и недопустимо ввиду их разрушительного воздействия на здоровье и психику, то медитация, ребефинг или сенсорная депривация являются безопасными и обратимыми способами достижения измененных форм сознания.

Такого рода изоляция и уход в себя с помощью йогической или буддийской медитации не поощрялись господствующей ранее в нашей стране социалистической моралью, согласно которой человек должен быть в толпе, чтобы лучше выполнять «постановления партии и правительства». При этом если альтернативный переход и овладение измененными состояниями сознания можно связать с интравертированным состоянием психики, то мораль так называемого «строителя коммунизма» соотносится с позицией экстраверта, который не привык опираться на собственные решения и волю и представляет собой «винтик» в социальной форме связи. Это не означает, что образ мышления, который навязывался коммунистической доктриной, следует считать расширенным состоянием сознания. Напротив, сознание по-прежнему оказывается суженным, просто один возможный вариант его сужения заменяется здесь другим. О том же самом, но уже с позиции социологии, говорится в книге Г. Маркузе «Одномерный человек».

 

* * *

Собственно трансценденция материи, энергии, сознания, пространства, времени, личности и окружающего мира осуществляется в так называемых высших состояниях сознания, представляющих собой предельный вариант измененного состояния сознания. Именно здесь в максимальной степени нарушается линейная последовательность и принятые формы причинности. Переживание альтернативных состояний сознания зачастую вообще приводит к тому, что объективное восприятие мира становится относительным, а это, как мы уже отмечали, оказывается допустимым не для всех и не всегда. Во всяком случае, жить или находиться в подобном состоянии сознания постоянно или даже сколько-нибудь долго без риска для своего психического здоровья человек не может.

Трансцендентные переживания уже сами по себе дискредитируют идею жесткого и независимого существования вещей, процессов и самих физических законов. В таких переживаниях материя - это скорее паттерны (клубки, итерация связей), взятые условно и произвольно, в упрощенном виде, исключительно для удобства и ориентировки. Здесь принципиально отсутствие законченных, фундаментальных систем и принципов (Д. Чу), наличие бесконечного множества миров и соответствующих им измерений, параллельных нашей реальности (Х. Эверетт). Эти миры отделены от нас не только с точки зрения расстояния (Д. Бруно), но и по отношению к нашим качественным и ценностным критериям (например, иерархически), то есть в пространственном смысле они могут быть даже совместимыми с физическим миром...

То, что измененная реальность существует реально, не признается ортодоксальной наукой, которая видит здесь обман, заблуждение, вымысел, подтасовку, психическую болезнь и отказывается принять, что данная реальность имеет такие же права на существование, как и реальность физическая.

Называя нетривиальные когнитивные процессы, переживания и образы измененным состоянием сознания, ортодоксально мыслящие психологи и психиатры, как правило, отрицают и информативность данного состояния, фиксируя только сам факт его наличия исключительно в виде психопатологического симптомокомплекса, который «надо лечить». Неудивительно, что классическая психиатрия категорически отрицает саму возможность получения каких-либо полезных сведений из этих миров или превращения индивидуального «психопатологического» опыта в коллективные представления. Альтернативная же наука с таким подходом бывает согласна не всегда и не вполне.

Речь идет, разумеется, не о массовых или индуцированных психозах истерического толка в виде так называемых «психических эпидемий», характерных для прошлых веков и с новой силой возродившихся на телесеансах Кашпировского, а совершенно о другом. Так, например, в уфологии разработана практика виртуальных путешествий в форме телепатического контакта с невидимыми существами Тонкой реальности. Имеется также опыт путешествий в альтернативных мирах и пространствах, детально описанный Э. Сведенборгом и Д.Л. Андреевым, а также многочисленные варианты магических и шаманских восхождений...

Эниопсихология не без основания полагает, что в отдельных случаях индивидуальные психические образы могут физически проецироваться вовне и поэтому заслуживают более серьезного анализа. Яркие примеры в данном случае - появление НЛО вблизи португальской деревни Фатима, свидетелями которого стали десятки тысяч человек, нисхождение «благодатного огня» в Храме Гроба Господня, мироточение икон и многие другие эффекты полной или частичной материализации.

Следует добавить, что измененная реальность сама по себе не может быть изучена до конца с помощью формальной логики и в обычном состоянии сознания. Ее можно постигнуть только лишь с помощью сознания, соответствующим образом измененного, и альтернативной логики. Речь идет о возможности постижения параллельной реальности в условиях неполного отделения от обычной среды, поскольку при полном отделении запредельный опыт окажется просто невыразим. В этом смысле можно говорить о степенях, или уровнях, постепенного перехода сознания из мира физического в мир запредельный с изменением его самого...

Кроме того, освоение такого рода сред и сам процесс наведения измененных состояний сознания, которые из функциональных легко могут стать органическими и необратимыми, достаточно опасны и связаны с определенным риском. Поэтому отбор в группы холо-тропного дыхания, уфологии и медитации должен быть строгим. Как говорится во многих наставлениях и инструкциях по изучению аномальных зон, полтергейста, неопознанных летающих объектов и альтернативных миров, такими исследованиями могут заниматься только совершеннолетние и притом психически здоровые и уравновешенные люди, которые полностью отдают себе отчет в своих действиях и для которых физическая реальность - это главная реальность сегодняшнего дня. Лица, зачарованные паранормальным или относящиеся к нему как к сверхценности, как правило, не принимаются в число участников. Другими словами, при вполне допустимом интересе к потустороннему необходим и определенный процент скепсиса и здравого смысла для того, чтобы без вреда для здоровья овладевать информацией, приходящей со стороны иных миров или иных измерений.

Подобные предостережения естественным образом существуют и соблюдаются и в ряде других профессий, связанных с пребыванием в зоне риска, - у военных, космонавтов, водолазов, пожарников, сталеваров, шахтеров и др. В этих видах деятельности также требуются определенные способности и подготовка, чтобы безальтернативно не преступить опасный барьер.

Иных состояний сознания и соответствующих им реальностей бесчисленное количество, а их ценности и ориентиры беспрецедентны. Информация, получаемая из запредельности, зачастую невыразима, не всегда поддается точному, количественному анализу, во многих случаях неприемлема для других, а поэтому ее нельзя принимать как абсолютную истину или как физический закон. Личный опыт в постижении такого рода иных миров практически всегда оказывается хотя и наиболее убедительным и ценным, но только вашим личным опытом, передавать который другим не то чтобы нельзя, но зачастую невозможно без потерь или искажений. Впрочем, известны культуры, в которых овладение некоторыми степенями измененного состояния сознания считается чем-то обычным и даже обязательным. Речь идет о коллективных магических обрядах и оргиях, включающих в себя употребление участниками психоактивных веществ, наркотиков или алкоголя.

 

* * *

Отечественный ученый Д.С. Спивак разработал новую дисциплину - лингвистику измененных состояний сознания. Он заметил, что тексты, рожденные в этом состоянии, в свою очередь могут ввести человека в измененное состояние сознания. В языковом отношении они построены совершенно иначе, чем тексты, порожденные в обычном состоянии сознания. При правильном чтении таких текстов человек попадает в резонанс с соответствующим отрезком реальности или изменяет существующую реальность. Собственно, текст не читается, он исполняется, сбывается. Можно заметить, что описание свойств текстов данного типа перекликается с высказанной выше идеей построения миров, соответствующих состоянию сознания.

Примерами таких текстов являются молитвы, мантры, другие сакральные тексты, некоторые психотерапевтические метафоры. Что же касается логических, смысловых особенностей такого рода фраз и слов, то они могут и не восприниматься умом. С точки зрения обычного восприятия они могут выглядеть полной бессмыслицей или вообще звучать на иностранном языке. Главное, что характеризует эти тексты и сходные с ними поэтические произведения, - это определенная монотонность, повторяемость, симметрия звуков и слогов, которая и вводит человека в измененное состояние сознания. Подобное встречается, к примеру, и в так называемых «настроях» Г.В. Сытина, не выдерживающих критики с позиций здравого смысла.

Аналогичное мнение высказывает и современный исследователь древневосточных сакральных текстов А.Е. Лукьянов. По его наблюдениям, любые попытки избавиться в них от эстетических и мыслительных метаморфоз или иных форм украшательства, на взгляд европейца совершенно ненужных в философском трактате, зачастую приводит к тому, что философское здание вдруг тускнеет, мертвеет, теряет свое художественное и смысловое оформление и распадается на глазах.

 

* * *

Таким образом, существует нормальное, а также измененное состояния сознания, которые отличаются условно, применительно к ситуации и к самой личности. Состояние сознания и форма реальности, однако, по большому счету неотделимы друг от друга. Расширенное состояние сознания, означающее крайнюю степень выхода за пределы своего тела и самой физической реальности, возможно только на основе той или иной степени морального и физического отказа от предикатов этой реальности с элементами изоляции от среды и сужения ординарного сознания.

Проще сказать, что существует не одно «нормальное» состояние сознания, а несколько, причем к ним следует отнести и некоторые измененные состояния сознания. Правильнее квалифицировать большую часть измененных форм сознания как пограничные между нормой и патологией, с чем наверняка согласятся многие психиатры и психологи. Американский психолог Вильям Джеймс некогда писал: «Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, находятся потенциальные и совсем другие формы сознания. Мы можем прожить жизнь, и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул - и они появятся в мгновение ока и во всей полноте - определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены».

По словам Ч. Тарда, некоторые народы, относимые к «примитивным», очень четко различают разновидности этих состояний и, более того, считают человека, не испытывающего в той или иной обстановке соответствующей формы измененного состояния сознания, духовно обделенным или больным. В их понимании такой человек заслуживает жалости или презрения. В европейской же культуре измененные формы сознания зачастую считаются проявлением болезни, поскольку в жизни современного человека и общества они крайне редко проявляются и находят позитивное применение.

С. Гроф писал об этом: «Опыт и поведение шаманов, индийских йогов, сидху (святых отшельников) или духовных искателей других культур по западным психиатрическим стандартам следовало бы диагностировать как явный психоз. И наоборот, ненасытное честолюбие, иррациональные побуждения к компенсации, технократия, современная гонка вооружений, междоусобные войны, революции и перевороты, считающиеся нормой на Западе, рассматривались бы восточным мудрецом как симптомы крайнего безумия. Точно так же нашу манию постоянного прогресса и „неограниченного роста“, наше отрицание космических циклов, загрязнение жизненных ресурсов (воды, почвы и воздуха), превращение в бетон и асфальт тысяч квадратных миль земли в таких местах, как Лос-Анджелес, Токио или Сан-Пауло, американский или мексиканский индеец-шаман посчитал бы чудовищной несообразностью и опасным массовым безумием».1

Мистический склад ума первобытных племен проявляется в том, что ни одно из серьезных мероприятий и событий (охота, собирание плодов и ягод, дальние путешествия, болезни и похороны) не обходится без вхождения в измененное состояние сознания, в котором участвуют все члены племени. Для первобытного мышления характерны не логические законы причинности, а законы сопричастности, согласно которым субъект может быть одновременно самим собой и еще каким-либо существом, в другом пространстве и времени. Такой тип мышления Л. Леви-Брюль предлагал называть дологическим, обращая внимание на то, что оно не является нелогическим или антилогическим, а просто подчиняется своим собственным законам. Ученый также подчеркивал, что дологический тип мышления характерен исключительно для коллективного уровня сознания, а индивидуальное мышление представителей примитивных народов в основном тождественно современному европейскому. При этом Леви-Брюль считал, что дологические коллективные представления продолжают существовать и в современном обществе в форме религии, моральных понятий и обычаев там, где существует потребность в живом общении с окружающим миром, которое не может заменить современная наука...

 

* * *

Обобщая сказанное, отметим, что измененным называется состояние сознания, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами. Оно распознается как в той или иной степени выраженное отклонение субъективно, то есть самим человеком, или же наблюдателем со стороны, но при обязательном сопоставлении как с окружающими условиями, так и с социальной оценкой и традициями индивида.

Особого внимания заслуживает изменение состояния сознания в тех случаях, когда оно связано с наличием у человека какой-либо патологии - например, при обезвоживании, дисфункции щитовидной и надпочечной желез, лишении сна и еды, гипервентиляции или, напротив, кислородном голодании, высокой температуре тела, интоксикациях и т.д. Некоторые психические болезни - такие как шизофрения, эпилепсия или маниакально-депрессивный психоз - сами по себе являются постоянным источником измененного состояния сознания.

 

* * *

Перечислим наиболее типичные признаки измененного состояния сознания.

1. Изменения в мышлении. Считается, что человек в измененном состоянии сознания регрессирует на дологический уровень мышления, свойственный нашим первобытным предкам. Здесь, кстати, кроется одна из причин, по которой современные примитивные племена считают большинство видов измененного состояния сознания разновидностью нормы: они сами б´ольшую часть жизни находятся в измененном состоянии сознания.

В таком состоянии сознания исчезает различие между причиной и следствием, возникает амбивалентность суждений и мистический стиль мышления. Точно так же у сильно опьяневшего человека мышление нисходит на самый примитивный уровень, близкий к тому, какой наблюдается у детей либо у представителей первобытных народов. Более того, это мышление характеризуется отрывочностью и бывает подвержено постоянным колебаниям в зависимости от настроения человека, которое также непрерывно меняется. В этом кроется причина амбивалентности мыслительной продукции у пьяных. Что же касается мистического стиля мышления, то он больше свойствен потребителям галлюциногенов.

2. Нарушение чувства времени. Оно проявляется в виде дезориентации во времени, а также в субъективно ощущаемом ускорении либо замедлении хода времени.

Этот признак наблюдается у алкоголиков и наркоманов в различные моменты их жизни. Примером ускорения времени могут быть так называемые алкогольные палимпсесты, или провалы в памяти, когда человек наутро после попойки не может вспомнить некоторые ее моменты. И, напротив, замедление времени отмечается у наркологических больных в абстинентном состоянии. Так, пациенты, несмотря на активное лечение, назойливо задают врачу один и тот же вопрос: «Ну когда мне станет легче?» Кроме того, почти все пациенты в состоянии выраженной абстиненции требуют у врача повышенных доз снотворных, справедливо полагая, что во сне время пролетит быстро и за это время все их болезненные симптомы успеют уйти.

3. Эмоциональные изменения. С ослаблением сознательного контроля и социальных запретов в измененном состоянии сознания у человека появляются неожиданные, слабо мотивированные, но ярко выраженные примитивные эмоции - от восторга и экзальтации до ужаса и меланхолии. Этот признак отчетливо проявляется у пьяниц, которые могут лить слезы по поводу судьбы серенького козлика или объясняться в любви малознакомому человеку. Вспомните эпизод из кинофильма «Кавказская пленница», когда сильно опьяневший Шурик заплакал в конце тоста: «Птичку жалко». При этом многие алкоголики болезненно реагируют, если собеседник не отвечает такой же взаимностью или насмехается. Об этом свидетельствует сакраментальная фраза всех пьяниц: «Ты меня уважаешь?»

4. Часто возникает чувство деперсонализации, которое выражается в иллюзии изменения тела (укорочение либо удлинение конечностей, появление уродливых форм), в ощущении отделения сознания от физического тела, в чувстве слияния своего «Я» с другими людьми и со всей вселенной. Это может сопровождаться изменением чувствительности (парестезиями или полной анестезией), изменением представления о весе тела, чувством левитации, полета и т.д.

У алкоголиков данный признак появляется только при наступлении психоза. Довольно часто его можно наблюдать у тех, кто употребляет психоделические препараты.

5. Изменения восприятия: цвета и звуки становятся чрезвычайно интенсивными, появляется синестезия: звуки воспринимаются как цвета, а цвета - как звуки. Вслед за этим возникают яркие и образные слуховые и зрительные галлюцинации по типу онейроида или делирия.

Такое состояние нередко наблюдается у тех, кто находится под воздействием психоделических препаратов. Белая горячка - наиболее часто встречающийся психоз у алкоголиков, при котором человек испытывает мощные зрительные и слуховые галлюцинации и действует в соответствии с ними. При этом ординарная реальность включается в структуру психоза, но как бы отходит на второй план. Когда картина мира полностью замещается фантастической, наступает состояние, называемое онейроидом.

Примером измененного восприятия являются сюрреалистические картины С. Дали и других художников.

6. Изменение ценностных ориентиров. Переоценивается буквально все, что видит человек или что приходит ему в голову. Возможна гиперболизация либо, напротив, затухание или снижение интенсивности чувств и эмоций. Появляется сверхценное отношение к возникающим в голове образам и мыслям, чувство собственной трансформации, ощущение, что сознание и духовность поднимаются на более высокий уровень. Многие в таком состоянии искренне полагают, что на них снизошло озарение, что им открылась некая высшая истина, что они испытали просветление, инсайт. Измененное состояние сознания как бы на время вырывает человека из социальных связей. Весь общественный порядок, все ценности социума в это время куда-то отодвигаются, а на их место приходят совершенно другие стандарты и порядок.

Если искажение и гиперболизация эмоций чаще бывают при опьянении, то состояние, напоминающее буддийское просветление, или самадхи, возникает, как правило, после приема психоделических препаратов. Характерно, что человек в этом состоянии считает, что он сделал какое-то великое открытие, разгадал какую-то тайну; при этом, вернувшись в ординарное состояние сознания, он либо не может вспомнить, в чем состояла эта тайна, либо обнаруживает, что «открытие» совершенно банально.

Сверхценное отношение к возникающим образам и мыслям у человека, ведущего бездуховный образ жизни и принимающего психоделики, только напоминает истинное просветление, но не является таковым. Однако в некоторых случаях прием галлюциногенов и одурманивающих веществ действительно облегчает проникновение в запредельные миры, что, к примеру, имеет место в шаманизме и некоторых разновидностях магии.

7. Чувство невыразимости своих переживаний. Этот признак тесно связан с предыдущим. Причиной возникновения такого чувства может быть действительная беспрецедентность запредельного опыта, для передачи которого в обычном человеческом языке слов не только нет, но и в принципе не может быть. Дело в том, что наш язык приспособлен для физической, или трехмерной, реальности с четким разделением субъекта и объекта, тогда как при вступлении в многомерную реальность в измененном состоянии сознания человек зачастую оказывается неразрывно слит с возникающими перед ним образами. При этом по возвращении в рациональное состояние сознания большая часть впечатлений забывается, и человек не может ничего вспомнить, как бы он ни старался.

Этот признак чаще имеет место при приеме галлюциногенов и психоделических препаратов.

8. Повышенная внушаемость человека. Данный признак обусловлен тем, что в измененном состоянии сознания критическое отношение к действительности, являющееся продуктом рассудка, здесь значительно снижается либо вообще исчезает. Кроме того, в сознании человека происходит размывание границ между собой как личностью, как физическим существом и остальным миром, то есть человек оказывается не способен отличить объективное от субъективного.

Фабулой внушения могут быть рациональные, конструктивные установки или, напротив, фантастические и деструктивные. В любом из вариантов они обладают подчас колоссальной мотивационной силой, которой человек поддается без оглядки.

Алкоголики в состоянии делирия действительно становятся внушаемыми. На этом основан диагностический симптом Липмана, когда пациента просят закрыть глаза и через веки слегка надавливают на глазные яблоки, при этом внушая ему, чт´о он должен увидеть. Симптом считается положительным, если у больного имеются скрытые признаки белой горячки (предделириозное состояние). Используется также симптом «нитки», когда врач протягивает пациенту обе руки, в которых якобы зажата натянутая нить, и при этом делает соответствующее внушение. Симптом считается положительным, если больной видит «нитку», определяет ее «цвет», и особенно если он начинает по просьбе врача «нитку» тянуть и сматывать.

Примечательно, что больному в состоянии алкогольного делирия почти невозможно внушить отсутствие его галлюцинаторных видений или звуков. Точнее, если даже удастся на короткое время сделать внушение, что никаких «бандитов» или «чертей» вокруг него нет, то они через некоторое время все равно появятся перед его внутренним взором.

При развитии онейроидного состояния (которое очень редко бывает у больных алкогольными психозами и больше свидетельствует о какой-то иной присоединившейся патологии) факторы внешней среды полностью замещаются вымышленными, которые имеют в основном сюрреалистический характер. Страха, как при горячке, здесь обычно нет, ибо человек видит развертывающуюся перед ним картину как бы со стороны, не являясь прямым участником фантастического действия, как при делирии. В чувственной сфере преобладают восторг, заторможенность, экзальтация, а контакт с больным, как правило, затруднен или вообще невозможен.

9. Расширение сознания. Это термин часто используется людьми, изучающими измененное состояние сознания. Под ним подразумевается полное либо частичное включение человеком в свое восприятие других точек зрения при сохранении ведущей роли собственной.

Примечательно, что расширение сознания парадоксальным образом связано с сужением его ординарной формы. Так, к примеру, состояние депривации (изоляции) непосредственным образом способствует возникновению измененного состояния сознания. Этот факт можно связать с концепцией доминанты отечественного физиолога А.А. Ухтомского, в соответствии с которой мышление или чувствование в одном направлении (доминанта) гасит все другие направления. Кроме того, данное свойство сознания можно рассмотреть в связи с представлением о психической энергии, циркулирующей в психике человека подобно своеобразной жидкости, текущей по трубам. В свою очередь «гидродинамическая» концепция возникновения измененного состояния хорошо объясняет, что сознание меняется при всяком ограничении обычных сенсорных стимулов, когда внимание человека направляется в так называемую субсенсорную область, которая в бодрствующем состоянии обычно подавлена доминирующими стимулами физической среды.

 

* * *

Вне зависимости от причин своего возникновения измененное состояние сознания развивается по определенной стереотипной схеме, в которой условно можно выделить четыре фазы.

Первая фаза - так называемое погружение, когда человек чувствует некоторую затуманенность сознания, нарушение его ясности, четкости в отношении внутреннего мира и внешней среды.

Вторая фаза - обнаружение себя в альтернативной реальности - наступает либо почти мгновенно, либо через некоторое время. Характеризуется частичным восстановлением ориентировки, хотя полного контроля со своей стороны человек не достигает. По-прежнему отсутствует четкость и ясность восприятия, включая специфический феномен растворения себя как личности в собственных же переживаниях. Человек увлекается потоком мыслей из своего подсознания и архетипическими фантазиями.

Третья фаза - переосмысление своего личностного «Я» применительно к новым условиям. Человек переживает более тесное соединение личностного начала со своим окружением и отсутствие дифференцировки «Я» и «не-Я». В то же время он получает массу невыразимой информации чувственного плана, а его самосознание подвергается реконструкции и переориентировке.

Четвертая фаза - феномен откровения. Это завершающий этап развития самосознания на дологическом уровне. Характеризуется ясностью и четкостью смысловых и моральных ориентиров в новом качестве, чувством окончательного изменения и обновления своего «Я», появлением новых перспектив и целей в физической жизни.

Выход из измененного состояния сознания осуществляется постепенно. При этом большая часть полученной информации, которую человек тогда считал важной, забывается либо подавляется прежним социальным опытом.

Следует отметить, что прохождение всех четырех фаз осуществляется далеко не во всех случаях. Чаще всего процесс заканчивается, достигнув первого или второго этапа, поэтому говорить о какой-либо трансформации личности, допустим, при пребывании человека в состоянии обыкновенной задумчивости или при небольшом стрессе, нельзя.

 

* * *

Отдельно стоит коснуться вопроса о соответствии измененного состояния сознания существующей реальности. Поскольку для трехмерной, или физической, реальности адекватно ординарное состояние сознания, в реальности иного плана функционирует сознание иной направленности, то есть измененное. Говоря о различных мирах или планах бытия, здесь мы имеем в виду прежде всего Тонкую, или многомерную, реальность, которую в науке принято называть субъективной реальностью. Можно также сказать, что человек, входящий в измененное состояние сознания, вместе с тем входит в соответствующую ему многомерную реальность. При этом считается, что сколько измененных реальностей, столько и соответствующих им сознаний. Также распространена идея, что человек эту реальность творит своим прямым участием или совершает ее выбор из множества таковых...

Остановимся на проблеме влияния окружающей обстановки на изменение состояния сознания. Как уже говорилось, сознание изменяется легче всего при минимальном количестве внешних раздражителей - в состоянии, именуемом в психологии сенсорной депривацией. Этот факт отмечался многими во время одиночного плаванья, полярной зимовки, одиночного заключения, длительного пребывания в сурдокамере и т.д.

С точки зрения современной нейрофизиологии, спонтанные зрительные и слуховые образы выплывают из подсознания при всяком торможении коры головного мозга вне зависимости от того, чем оно бывает вызвано: действительным прекращением извне поступления информации либо отравлением какими-либо химическими веществами. Согласно теории И.П. Павлова, высшая нервная деятельность может быть заторможена и чрезмерно сильным раздражением (запредельным торможением), которое является относительным адаптивным актом, защищающим кору головного мозга от дальнейшего разрушения. Например, известно, что люди впадают в ступор или гипнотическое состояние не только в обстановке максимального покоя, но и по причине резкого и громкого звука, окрика, световой вспышки и т.д., а также в результате неожиданного получения значимой информации.

С другой стороны, окружающая среда может прямым образом воздействовать на качество измененного состояния сознания и соответствующих ему переживаний. Это хорошо известно наркоманам, которые во время приема препарата всегда стремятся уединиться, избавиться от сильных звуков, толчков и любых других помех со стороны. В кругу потребителей канабиоидов (марихуаны) встречается термин «грузить», то есть индуцировать отрицательные психоделические эффекты. Считается, что «грузит» тот, кто, находясь в компании принявших препараты конопли, несет негативную информацию, являющуюся диссонансом на фоне общего благодушия. Этот человек (чаще всего новичок) рассказывает страшные и неприятные истории, тормошит остальных людей, навязывая им свою точку зрения или пытаясь быть лидером в этой группе.

 

* * *

Исторический опыт показывает, что измененные состояния сознания издавна широко использовались в творческом процессе (ин-сайт, озарение), в религиозной и оккультной практике (достижения просветления, самадхи, сатори, общение с духами, святыми, ангелами и божеством и т.д.), играли большую роль в целительных практиках. Так, к примеру, шаманы не только сами входили в измененное состояние сознания, чтобы дистанционно диагностировать или лечить больного, но и их пациент в это время находился в измененном состоянии сознания (в этом состоит отличие шаманского акта целительства от классической гипнотерапии, где в измененном состоянии сознания находятся только пациенты, но отнюдь не врач).

При употреблении алкоголя, наркотиков и других психоактивных средств (в зависимости от традиций и социальных условий) человек впадает в субъективно позитивное измененное состояние сознания - для того, чтобы избавиться от стрессов и гнетущей информации, продуцируемой окружающей средой, чтобы повысить свое настроение, чтобы расслабиться и облегчить контакты с другими людьми. Вопреки устоявшемуся в народе мнению, выразившемуся в пословице «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», следует отметить, что опьяневший человек является совсем другим человеком, отличным от того, которым он был в состоянии трезвости: у него совсем другие мысли, чувства, цели и намерения. Точнее, прежние мысли и желания могут сохраняться, но они в значительной степени искажаются и переоцениваются опьяневшим. В большинстве случаев поведение пьяного, как мы уже говорили, упрощается, то есть человек опускается на более примитивный уровень поведения. Появляются и некоторые не свойственные трезвому желания и чувства, например, исчезает либо значительно уменьшается чувство опасности. Именно это свойство алкоголя, а также его транквилизирующее действие использовали почти во всех армиях мира во время боевых действий - вспомните, например, пресловутые фронтовые сто граммов во время Великой Отечественной войны...

Многие люди творческих профессий использовали для вхождения в состояние озарения или творческого подъема различного рода психоактивные вещества, изменяющие сознание. Однако даже спорадическое употребление наркотиков и алкоголя чревато тем, что оно легко может превратиться из привычки в потребность - так случается не всегда, но и не так уж редко. Кроме того, многие творческие личности - и в особенности люди искусства - были легко ранимыми и тонко чувствующими людьми. Алкоголь и наркотики становились для некоторых из них спасительным средством. Но столь же легко эти люди попадали в зависимость от таких веществ. Известно, к примеру, что Элвис Пресли и Мэрилин Монро были зависимы от транквилизаторов и снотворных, которые преждевременно и свели их в могилу. В США и Западной Европе многие рок-музыканты «подсаживались» на наркотики, позволявшие им войти в измененное состояние сознания и стимулировавшие творческий процесс. В России творческие личности чаще находили некоторое успокоение в употреблении алкоголя и становились зависимыми от спиртных напитков - С. Есенин, А. Фадеев, М. Шолохов, В. Высоцкий...

 

http://narcotics.su/vjatkin04.html

  • Like +1 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

как многа букаф

Быть Добру!..©       

Я б микологи пошел!..

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А я вчера трубку выкурил и пошло как по маслу)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Куплю планшет скоро и почитаю обдудевшимся пока на работу в трамвае еду. А может на Андроид кину и там почитаю =))))) Букв очень много !!!

Если ты скотина, так и скажи. А то кто-нибудь другой скажет. Но если я скажу первым, они обезоружены

В местной газете была заметка о том, как 83-летняя женщина вышла замуж за 87-летнего мужчину. «Ну, это ненадолго», — подумал я

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость

Слишком много "научных" терминов - читать тяжело

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@GinSeng,отличный материал, бро!! :madeitation: 

@logs,никаких сложных или новых терминов я не нашел, читается легко и быстро,всё просто и понятно)) 

вообще статья интересная, здесь как бы основные познания о сознании и примеры собраны вместе, полезное чтиво в общем, особенно для начинающих) плюс!!

ps и букв не так уж много, я меньше чем за 10 минут прочел текст!!! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@logs, попадаются пару терминов, но есть словари, википедии и прочее. Да и если и не понять этих терминов, суть материала не теряется.

На ИСС строится вся духовная жизнь человечества, испокон веков. Медитация, молитва, грибы и прочее,прочее. Так как, нужда в нём (ИСС) заложена где-то глубоко внутри. И не только у человека, но и у животных. Есть средство (растение, гриб), есть приёмник (животное, человек). Это не человек придумал, а природа. Есть коннект между средством и приёмником, работающее уже несчитанное количество веков. Так же как и мантры, молитва, всяческие голодания и аскезы. Но сознанию без разницы, - съел ты грибов, выкурил трубку марьи или 3 тысячи раз, повторил ом мани падмэ хум. Всё это только средствА. Культуры потребления мало. Для меня эти все средства - таинства, ритуал. А для кого-то главное упороться, да ещё и водочкой взбрызнуть сверху или наоборот) И посмеяться над словом мантра. Вот и вся культура.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 month later...

Ещё одна небольшая  статейка:

 

Изучением тайн человеческого сознания занимались с по кон веков жрецы и ученные, ведь это самое загадочное, что существует в природе, и до сих пор остается не разгаданной загадкой природы или Бога. В свое время древние индийские философы несколько тысячелетий назад разделили все состояния сознания на четыре класса: обыденное (бодрствующее) состояние сознания; сон без снов; сон со сновидениями; и, наконец, «четвертое состояние», в современном описании называемым измененными состояния сознания (ИСС).

Итак, что же это такое «четвертое состояние» или ИСС?

«Четвертым состоянием» в древности называли особое состояние вызванное посредством внешнего влияния, при которых проявлялись особые возможности человека, что в обычном состоянии человеку не доступно. Например, предсказание будущего, исцеление самого себя, разрешение психологической проблемы и т.п. Поэтому с древних времен жрецы и ученные разрабатывали методы, вводящие человека в «четвертое состояние», как самого себя, так и другого человека. И они знали, что ключом к таинственным резервным возможностям и сверхвозможностей человека являются особые измененные состояния сознания, которые современной трактовке называются «гипноз», «медитация», «СК» и др (Дикая Л.А., Евсина Н.Н., 1998). И конечно же, поэтому в глубокой тайне как жрецы, так и ученые хранили эзотерические возможности человеческого организма и человеческой психики.

В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, далеко отстоящих от обыденного сознания. Но если для древних индусов критерием «четвертое состояние» была возможность общения с божественным мировым началом, то в современной трактовке можно выделить такие основные признаки измененных состояний сознания, как:

  1. Перераспределение ролей между сознанием и подсознанием. В обычном, бодрствующем состоянии сознание командует подсознанием, подавляет его. В измененном же состоянии сознание как бы на время замолкает, отключается, уходя на второй план. В то же время подсознание резко активируется. При этом происходит мобилизация резервов подсознания, помогающих решить неотложные внешние проблемы. В частности, помогающих найти выход в экстремальной ситуации.

  2. Разрешение внутренних, психологических проблем. В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанных с прошлым воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, ИСС несут с собой отдых, снятие последствий стресса, активация естественных восстановительных процессов организма (Васютин А., 1990).

Понятие измененных состояний сознания (ИСС) было предложено американскими психологами, в частности, в связи с изучением опыта, пережитого несостоявшимися самоубийцами. Измененное состояние сознания большинством авторов (Спивак Д., 1989, 1990; Гроф С., 1992; Тарт Ч., 1994; Миллер С., 1997) определяется как комплекс индивидуальных ощущений или новые ощущения, которые отражаются на восприятии мира субъектом. Это, с одной стороны, снижение восприятия по одному или нескольким сенсорным каналам, с другой стороны обострение восприятия, открытие «внутреннего» и несубъективного сознания; иногда - обострение восприятия по одному из сенсорных каналов, снятие эмоционально-логической нагрузки с получаемой информации.

Изучив работы, посвященные проблеме ИСС, можно утверждать, что измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии, которые объединены в группу по одному единственному признаку – отличию от «нормального», повседневного состояния сознания – определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек. По мере накопления фактического материала, стало очевидно, что непатологические формы ИСС играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушение сна является симптомом большинства числа самых разнообразных заболеваний (Horowitz Mardi J., 1969; Гроф С., 1992; Спивак Д., 1989, 1990).

В литературе, авторами, измененные состояния сознания, по критерию их возникновения, разделяются на бесконтрольные или спонтанные и контролируемые или медитативные (Гроф С., 1992; Миллер С., 1997, Евсина Н.Н., Жаров Л.В., Мерклин В.А., 1999). Примерами измененных состояний сознания, достигаемых человеком самостоятельно и целенаправленно, являются состояния, возникающие при медитации, различных формах релаксации, включая аутотренинг, ребефинге и холотропном дыхании. Хорошо так же известны ИСС, возникновение которых запланировано, но происходит благодаря внешнему воздействию на человека – либо психологическому или психотерапевтическому воздействию, либо аппаратному - так называемые осознанные сновидения, а также лечение по методу биологической обратной связи и ритмической светозвуковой стимуляции. К спонтанно возникающим ИСС можно отнести научного озарения, религиозного экстаза, творческого вдохновения и просто интуитивных догадок и прозрений. Стихийно возникающие ИСС являются необходимым, поистине неотъемлемым элементом познания человеком окружающего мира. Человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают они в ситуациях первичного восприятия, когда человек сталкивается с чем-то, ранее для него неизведанным, никогда не встречавшимся. В эти моменты у него и просыпается особое – первичное, «природное» мышление. С точки зрения физиологии, эти состояния связаны со сменой распределения ролей между полушариями головного мозга. Они соответствуют кратковременному переходу от привычно-стереотипного, культурно-опосредованного способа мышления (логического, словесного, левополушарного) к эволюционно древнему, природно-естественному (образному, невербальному, правополушарному. Тем самым, при развитии измененного состояния сознания происходит временный возврат к древним, архаичным механизмам. Состояние нервной системы человека во время пребывания в ИСС в ряде существенных моментов повторяет состояние, свойственное не для взрослого, а для ребенка раннего возраста. Это подтверждается тем, что наблюдаемые изменения биоэлектрической активности мозга у взрослых, находящихся с ИСС, приближают состояния мозга к состоянию мозга ребенка.

Традиционно в работах, на тему феномена измененных состояний сознаний, все ИСС делятся на расширенные и суженные (Милер С, 1997; Кардаш С., 1998):

- К расширенным по субъективным ощущениям можно отнести как состояние озарение, так и трансперсональные переживания в глубоком трансе при обширном торможении мозговой активности. В обоих случаях происходит расширение поля сознательного внимания.

  • Суженые состояния сознания - сновидения, глубокий сон, ТСС.

По критерию полезности для самого человека и общества, в котором он живет, Арнольдом Людвигом функции измененных состояний сознания были разделены на 2 основные группы (Гордеева, 2009):

1. Адаптивные функции ИСС:

- психотерапевтическая — ИСС помогают поддерживать и улучшать здоровье и самочувствие, могут использоваться для излечения от заболеваний (психических и психосоматических), а также для того, чтобы справляться с болью;

- получение нового опыта и новых знаний — пониманий о себе и своих отношений с миром и другими людьми, как источник вдохновения и усиления эстетического восприятия; приобщение личности к культуре сообществ и общества, в которых он живёт;

- социальные функции — ИСС обеспечивают групповую сплочённость, включаются в ритуалы инициации, помогают разрешать конфликты между требованиями общества и желаниями конкретного человека.


2. Дезадаптивные функции ИСС — эти состояния используются для ухода от существующей реальности (в таких случаях человек удовлетворяет через эти состояния свои психологические потребности).
 

Изучив труды, посвященные проблеме ИСС можно составить следующую схему измененных состояний сознания:

 

50000.jpg

 

Таким образом, к измененным состояниям сознания относятся бесконечно большое число состояний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Но согласно шкале ценностей наиболее ценными состояниями сознания являются:

  • полная рациональность;

  • обычная рациональность – невротические искажения;

  • сон;

  • психопатические состояния;

  • токсический психоз.

Наименее ценные состояния сознания:

  • творческие состояния – обращение к внутренним импульсам личности;

  • интоксикация;

  • состояния, вызванные галлюцинативными наркотиками.

Ю. Дефуа

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 1 month later...

Немного о алкоголе...
 
                                  Эзотерический анализ алкоголизма

У каждого человека периодически возникает потребность в измененном состоянии сознания, находясь в котором, он мог бы нивелировать, обесценить стрессы, конфликты, любую негативную информацию либо уйти от них и тем самым поднять свой эмоциональный тонус. Именно алкоголь является самым древним и наиболее доступным транквилизатором и антидепрессантом. В отличие от всех современных препаратов того же назначения, он изначально присутствует в организме и участвует в обмене веществ не только человека, но и животных. Поэтому называть алкоголь, винный спирт абсолютно чужеродным человеческому организму веществом нельзя - все зависит только от дозы, качества, а также от частоты его употребления. И вода окажется ядом, если, к примеру, за раз выпить целое ведро. Кстати, подобное случается при «пивном алкоголизме» - человек травится не столько спиртом, сколько водой.
Организм человека двойствен, биполярен - периоды усиленной работы должны чередоваться с периодами покоя, сон - с бодрствованием, а радости - с неприятностями. Чем сильнее человек устает, тем больше ему требуется покоя. И напротив, чем дольше он отдыхает, подобно Обломову лежа на диване, тем необходимее ему становится физическая активность.
Чрезмерные негативные переживания вредят, порождая психосоматические болезни.Алкоголь в этом случае не просто создает иллюзорное состояние покоя, счастья, комфортности, но и на самом деле нейтрализует тягостные переживания, позволяя перейти в иную, альтернативную реальность, где прежние конфликты, недостатки и горести отсутствуют или в значительной мере переоцениваются и умаляются. Это своего рода страна чудес, где все хорошо. Настроение превосходное, здоровье отличное, планы далеко идущие, а все люди - друзья. В состоянии опьянения человек говорит и думает совсем не так, как в трезвом виде. Поговорка «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке» верна лишь отчасти. Алкоголь действительно растормаживает психику, и прежде скрытые мысли, слова, обиды выходят наружу. Но вместе с тем алкоголь оказывается причиной таких действий и поступков, которых «на уме» у человека в трезвом состоянии не было и в помине. Мы имеем в виду прежде всего странное поведение захмелевшего человека, его слова и действия, настолько вычурные и необычные, что заставляют задуматься об их привнесенном характере.
Но откуда они берутся? По какой причине, к примеру, сильно опьяневший человек может без всяких видимых причин ударить незнакомца, выбить стекла в доме или выругаться матом?
Алкоголь - это отнюдь не «сыворотка правды» и не детектор лжи, а вещество, воздействующее на нервную систему и личность опьяневшего таким образом, что он становится человеком с другим состоянием сознания, человеком, которому соответствует измененная реальность. В этой реальности присутствуют те же самые физические тела и люди, но они приобретают для опьяневшего совершенно иной смысл, иной вид, иное личностное значение. В первую очередь происходит гиперболизация прежних, зачастую остаточных чувств и мыслей. Именно в этом состоянии человек припоминает мелкие и, казалось бы, забытые обиды и норовит физически расправиться с человеком, в котором он увидел противника. Но с другой стороны, он со столь же преувеличенной нежностью и заботой привязывается к совершенно чужим людям, если они покажутся ему чем-то симпатичными. Стремясь к самоутверждению, пьяный хвастается, старается поразить окружающих, а в отсутствии зрителей прибегает к первобытным способам демонстрации своего «Я» в виде лужи мочи в подъезде или битья стекол в чужом доме.
Разумеется, такие действия никоим образом не решают проблем человека в тривиальном мире, в который рано или поздно ему придется вернуться. Однако пока он пребывает в измененном состоянии сознания и в альтернативном пространстве (что здесь, по сути, одно и то же), имеющиеся жизненные проблемы могут нивелироваться или исчезнуть. К сожалению, так случается не всегда, и человек возвращается туда же, откуда пришел. Понятно, что вне зависимости от результата такой способ уклонения от жизненных трудностей и социальных проблем является аморальным и паразитичным. Уходя в запой, человек как бы перекладывает решение житейских вопросов на плечи других людей и сам становится их большой проблемой. А если такое поведение входит в систему, пьяница превращается в бесстыдного потребителя и обузу и для родных, и для всего общества. Почти все алкоголики - эгоисты и сластолюбцы, не терпящие негативных эмоций и думающие только о собственном и притом сиюминутном благе, сколь бы иллюзорным оно ни казалось со стороны.
В головном мозге человека есть так называемая дофаминовая система, которая поощряет его за биологически правильное поведение, создавая положительные эмоции. При этом, дав человеку разум, природа наградила его и хитростью, в результате чего он научился получать дармовые наслаждения там, где он их не заслужил. Это касается не только алкоголизма или наркоманий, но и сексуального поведения, которое в наши дни в большинстве случаев вовсе не приводит к продолжению рода.
Однако в природе существует и еще один, более общий закон - карма, обойти который уже никакому хитрецу не удается. Карма - это расплата за этические нарушения или грехи и гораздо реже - награда за благой поступок.
Кармический закон выполняется неукоснительно лишь по той причине, что он является естественным законом и, подобно закону гравитации, действует на весь физический мир в целом, а поэтому не требует какого-то контролирующего органа или системы типа дофаминовой. Самой жизни на Земле оказывается достаточно, чтобы этот закон действовал.
Алкогольная абстиненция - это своеобразная расплата за счастье, искусственным, воровским путем полученное в состоянии опьянения. Кармическая сущность этого синдрома несомненна. В природе ничего нельзя брать даром или тайком - воровство обнаруживается, и за прегрешения приходится платить. Если человек по неосторожности нанес вред своему организму, он расплачивается болью и нарушением функции органов. Если чрезмерно переусердствовал за обеденным столом - платит нарушениями в пищеварительной системе. Если перетрудился на производстве, как бы высоко этот почин ни оценивался самим тружеником или его начальством, появляются недомогание, слабость, падает настроение, и на восстановление требуется затратить немалое время, иначе можно заболеть.
Алкоголь до поры до времени - это обычный продукт питания. Ядом он становится, если употреблять суррогаты или значительно превышать дозу. Словом, человек должен знать меру всему и находиться в некоем допускаемом природой оптимуме нагрузок, доз и качеств, что и обеспечивает ему комфортное состояние.
В отличие от классического закона кармы, который может быть растянут на годы и века в своей реализации, наказание за нарушение диеты и режима приходит практически сразу. Однако воспитательные меры природы далеко не всегда доходят до ума алкоголиков, которые живут сегодняшним днем и никогда не думают о дне завтрашнем. Выдающийся мыслитель ХХ века Эрих Фромм очень точно сказал: «Себялюбивые люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя». К алкоголикам и наркоманам это относится в полной мере.
Алкоголизм лишает человека способности контролировать свои поступки. Даже маленький ребенок, случайно коснувшись пламени свечи, никогда в жизни больше этого не сделает. Алкоголик же, будучи взрослым человеком, который, казалось бы, должен отдавать себе отчет в своих действиях, напивается, едва отмучившись тяжелым похмельем.
Коварство алкоголизма состоит в том, что малые дозы алкоголя, употребляемые в период похмельного состояния, несколько уменьшают болезненные симптомы, но, как правило, ненадолго, и к концу дня алкоголики «набираются» так, что уже никакие дозы самого качественного алкоголя не снимают тяжести похмельного синдрома.
Алкоголик может сегодня напиться, даже зная, что завтра его выгонят с работы или из дома или даже что он умрет. После первого глотка он уже не способен остановиться, пока не закончится спиртное или пока он не забудется - правда, ненадолго - тяжелым наркотическим сном.
 
                                                                      * * *
Белая горячка, или алкогольный делирий, является вершиной алкогольной абстиненции. В этом состоянии алкоголик имеет измененное состояние сознания, то есть входит в качественно иную, альтернативную реальность - «очень плохую» и значительно отличающуюся как от обычной реальности, так и от самого тяжелого похмельного состояния. В отличие от психозов при шизофрении, эпилепсии и других психических расстройствах, образы этой реальности, хотя и имеют некоторое сходство или даже по формальным признакам совпадают с действующими лицами повседневной реальности, оцениваются самим больным превратно и резко негативно.
Так, например, он ощущает в окружающих какую-то опасность для себя, а его разгоряченное воображение дорисовывает соответствующие зрительные или слуховые детали. Обычная речь трансформируется в его восприятии в слова угрозы, а бытовые предметы, находящиеся рядом, - в оружие, приготовленное для его убийства. Если процесс развивается дальше, то страдающий алкогольным делирием видит и слышит только то, что рисует ему его воспаленный мозг, причем обычная реальность как бы затуманивается или отходит на второй план, ставясь декорацией или бледным фоном. При этом фабула бреда напоминает смесь триллера и фэнтези, где сам больной является основным действующим персонажем. Добавим, что ни один больной в состоянии белой горячки ни разу не видел Бога и не получал даже фиктивной помощи, не слышал слов сочувствия, благодарности, не знал ласки со стороны виртуальных образов и персон. К тому же эти образы часто бывают отвратительны сами по себе: страшные рожи, доисторические чудовища, бандиты, хищные звери, черти, преследующие, нападающие или истязающие больного. При этом больной считает данную реальность не только настоящей, но и единственно возможной, существующей здесь и сейчас, а все его поступки полностью соответствуют видениям.
В этом случае поведение пациента может оказаться крайне опасным как для него самого, так и для окружающих. К примеру, бело-горячечный больной нападает на ни в чем не повинных людей с топором, приняв их за бандитов, либо выбрасывается из окна идущего поезда, чтобы не попасть в руки «злодеев».
Попытки вернуть человека в обычную реальность с помощью внушения или физической встряски, как правило, либо оказываются безрезультатны, либо дают кратковременный эффект. Несмотря на повышенную гипнабельность (подверженность гипнозу) пациента, убедить его, что никаких бандитов нет, что они ему кажутся, удается только на самый короткий промежуток времени, вслед за чем его разгоряченный мозг вновь создает фантастическую ситуацию, которая начинает руководить его действиями.
 
                                                                           * * *
Следует коснуться и социально-психологических причин пьянства, а также российских традиций. Вопреки расхожему мнению, потребность в одурманивании присуща не только россиянам. Например, в Армении, стране традиционного виноделия, ликвидированы медвытрезвители, но не потому, что там пьют меньше, а потому, что вытрезвители там экономически невыгодны. В отличие от России, винопитие на Кавказе всегда было культурным, и пьяные на улице там не валяются.
В немалой степени сказывается и менталитет «постперестроечного» россиянина, лишенного возможности реализовать себя и поэтому бесконтрольно пьющего все, «что горит», и везде, где оно есть.
В этих условиях предложение некоторых российских политиков и промышленных магнатов увеличить производство альтернативного топлива для двигателей внутреннего сгорания - этилового спирта - в наши дни вряд ли окажется рентабельным. Его выпьют, как выпивают «Максимку», «Троян» и другие жидкости для размораживания замков и очистки ванн. В современной России даже евангелический сюжет о превращении воды в вино, совершенном Христом, выглядит роковым, сомнительным мероприятием...
В некоторых мусульманских странах, как известно, спиртные напитки не употребляют вообще, но там широко распространено курение гашиша, приводящее к тем же самым психическим результаты. Этот факт еще раз доказывает, что потребность в измененном состоянии сознания свойственна человеку на глубинном уровне и не зависит от его конфессиональной или национальной принадлежности.
Причина же пьянства проста - это невостребованный талант, нереализованная психическая активность человека, который изначально в чем-то ущербен и не может найти других путей, кроме одурманивания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стоит ли это читать ?! на сколько тут полезная информация?! Слишком много чего читаешь, перечитываешь, половина бутера, поэтому интерисуешься сразу.

Если ты скотина, так и скажи. А то кто-нибудь другой скажет. Но если я скажу первым, они обезоружены

В местной газете была заметка о том, как 83-летняя женщина вышла замуж за 87-летнего мужчину. «Ну, это ненадолго», — подумал я

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я скидываю лишь то, что в большей степени мне понравилось. А стоит ли читать и насколько полезная это информация, решаешь сам. Всё очень индивидуально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Залипая в тачке вкуренный, когда кого то ждешь, можно попробовать прочитать с фаги (планшета). Просто хочеться полезного, для себя в голове отложить существенное. Не тратя время на ерунду.

Если ты скотина, так и скажи. А то кто-нибудь другой скажет. Но если я скажу первым, они обезоружены

В местной газете была заметка о том, как 83-летняя женщина вышла замуж за 87-летнего мужчину. «Ну, это ненадолго», — подумал я

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@YI7bIPb, если ты ещё не прочёл ни одну из статей, то скорее всего, тема тебя не интересует. Я просто не буду говорить, надо тебе это всё читать или нет. И насколько это будет для тебя полезно. Да и полезность дело относительное. Реши какая сфера информации для тебя полезна и двигайся именно в этом направлении.
Я прочёл кучу книг, которые были не практичны и не полезны для меня, но мне было интересно их читать. Ещё раз повторюсь - всё очень индивидуально.

:madeitation:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@YI7bIPb, если ты ещё не прочёл ни одну из статей, то скорее всего, тема тебя не интересует. Я просто не буду говорить, надо тебе это всё читать или нет. И насколько это будет для тебя полезно. Да и полезность дело относительное. Реши какая сфера информации для тебя полезна и двигайся именно в этом направлении.

Я прочёл кучу книг, которые были не практичны и не полезны для меня, но мне было интересно их читать. Ещё раз повторюсь - всё очень индивидуально.

madeitation.gif

Ну ты справнил книгу со статьями =))) 

Если ты скотина, так и скажи. А то кто-нибудь другой скажет. Но если я скажу первым, они обезоружены

В местной газете была заметка о том, как 83-летняя женщина вышла замуж за 87-летнего мужчину. «Ну, это ненадолго», — подумал я

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 9 months later...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Объёмы действительно огромные) чтоб привлечь/заинтересовать народ можно более емко изложить.

Осознанные сновидения - вещь удивительная. Это когда ты понимаешь во сне , что спишь и при этом руководишь сновидением. Испытывал несколько раз в пубертатном возрасте. Хорошо запомнилось. Особенно полёты. Туда, куда хотел. В основном знакомые места. Детализация сновидения при этом поразительна. Ощущения сильные, реалистичные.сравнительно недавно узнал о существовании техник для входа в ОС. Несколько раз попытался, но безуспешно. Обязательно попробую ещё.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 9 months later...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • 6 months later...

Это-о истине, вернее о действительных путях к ней. Продолжай, бро. Откроешь для себя ещё больше!

"Недостаток знаний нельзя заменить избытком удобрений"   Академик  Д.Н. Прянишников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...